Пятница
22.11.2024
18:47
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов
Главная Регистрация Вход
Каталог файлов »
Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [9]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Главная » Файлы » Мои файлы

Что такое мастер-класс?
08.11.2017, 17:43

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

п. Южный


 


 


 

Что такое мастер-класс?

 

 

 

 

 

 

 

 

учитель нач. классов

Попова Н.Н.


 


 

 


 

Обучать - значит вдвойне учиться.

Ж. Жубер

Слайд 1. Профессионализм предполагает не только владение современными образовательными технологиями, но и их постоянное совершенствование.

Чтобы отвечать новым условиям, педагог должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор.

Поэтому сегодня речь пойдёт о мастер-классе.

Что же такое мастер-класс, каковы требования к его подготовке и представлению, каковы критерии его эффективности.

 

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области.
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать.
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

«Класс» в толковом словаре:

  • Социальная группа, часть общества, объединенная общностью интересов.
  • Группа учащихся средней школы, проходящих в течение года совместно одну общую программу.
  • Комната, в которой происходят учебные занятия одной группы учащихся.

Слайд 2. В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс». В данных рекомендациях мы будем опираться на следующие определения, так как считаем, что в них обозначены ключевые свойства мастер-класса.

Мастер-классэто главное средство передачи концептуально новой идеи своей (авторской) педагогической системы. Учитель как профессионал на протяже­нии ряда лет вырабатывает индивидуальную (авторскую) методическую систему, включающую целеполагание, про­ектирование, использование последовательности ряда изве­стных дидактических и воспитательных методик, уроков, ме­роприятий, собственные «ноу-хау», учитывает реальные ус­ловия работы с различными категориями учащихся и т.п.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-класс – это форма занятия, которое построено не на сообщении знаний, а на способе самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, плюрализм мнений и др.

Мастер-классярко выраженная форма ученичества именно у Мастера, то есть передача мастером ученикам опыта, мастерства, чаще всего – путём прямого и комментированного показа приёмов работы.

 

Слайд 3.

Общие положения о мастер – классе:

  • мастер-классы являются одной из форм профессионального обучения педагогов;
  • мастер-классы представляют собой профессиональные объединения педагогов;
  • в мастер-классах объединяются педагоги, желающие освоить предлагаемые им программы, методики, технологии;
  • в мастер-классах объединяются педагоги, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера;

Слайд 4.

Цель мастер – класса:

  • создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом работы.

Задачи мастер – класса:

  • обобщение опыта работы педагога-мастера по определённой проблеме;
  • передача педагогом-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога-мастера и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования;

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс».

 

Слайд 5.

Формы проведения мастер – класса:

  • сюжетно – ролевая игра в форме групповой работы;
  • метод коллажа;
  • уроки со взрослыми, на которых демонстрируются методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками; изучение результатов деятельности педагога-мастера и его учеников;
  • самостоятельная разработка слушателями собственной модели мероприятий по методике или технологии учителя-мастера;
  • совместное моделирование внеклассного мероприятия;
  • посещение и анализ открытых мероприятий педагога-мастера и участников мастер-класса;
  • круглые столы;
  • дискуссия по результатам занятий;

Слайд 6.

Тематика мастер – классов включает в себя:

  • обзор актуальных проблем и технологий;
  • различные аспекты и приёмы использования технологий;
  • авторские методы применения технологий на практике;
  • тонкости и недокументированные возможности при использовании технологии в конкретных задачах;
  • использование современных информационных и коммуникационных технологий;
  • использование мультимедийных контролирующих и обучающих программ;
  • организация проектной, исследовательской, творческой деятельности учащихся;
  • использование в образовательной деятельности аудиовизуальных средств;
  • организация работы с одарёнными учащимися;
  • общие проблемы обучения современного школьника;
  • основные ориентиры современного обучения и воспитания;
  • вопросы педагогической диагностики и целеполагания в работе педагога;
  • отбор и конструирование содержания урока;
  • организационно-методическое обеспечение обучающей деятельности педагога;
  • использование компьютера как средства для обучения, инструмента поддержки предметных уроков;
  • актуальные проблемы и технологии обучения (ролевые игры, методика «погружения», профильное обучение и др.);
  • демонстрация умения развивать различные виды памяти на материале своего предмета;
  • привитие интереса к изучению своего предмета;
  • авторские методики обучения отдельным учебным предметам с использованием ИТ;
  • различные аспекты использования информационных технологий ( формы телекоммуникаций, разработка веб-сайтов, поиск и использование ресурсов Интернета);

Слайд 7.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

 

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы – одна из важнейших задач для Мастера.

 

Каковы же требования к организации и проведению мастер-класса:

Мастер-класс – это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников)

Мастер-класс как локальная технология трансляции педагогического опыта должен демонстрировать конкретный методический прием или метод, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельности участников для решения поставленной педагогической проблемы.

Слайд 8.

Алгоритм технологии мастер-класса:

  1. Объяснение причины выбора именно этой темы мастер-класса.

Обращаем внимание, что тема должна включать метод (технологию, прием) обучения или воспитания. Не столь принципиально, на какой учебной теме будет показ.

  1. Характеристика основных идей метода (технологии, приема).
  2. Результативность деятельности учащихся, свидетельствующая об эффективности метода (технологии, приема).
  3. Система учебных занятий в режиме использования метода (технологии, приема);
  4. Проведение имитационной игры. Учебное занятие со слушателями.
  5. Моделирование. Учителя-ученики выполняют самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Большая часть мастер-классов, которую довелось видеть, не содержала данный раздел, и это было не в пользу конкурсантов. Так как в первую очередь задача мастера обучить технологии, методу или приему, а не дать знания по определенной учебной теме.
  6. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей. Подводные камни данного раздела:

- педагогическая солидарность: понимая и сочувствуя Мастеру, коллеги выражают только благодарность, оценивая исключительно положительные моменты;

- соперничество: коллеги видят только отрицательные моменты;

- объективная оценка.

Судьями оценивается умение выслушать как положительные, так и отрицательные оценки участников и умение аргументированно отстоять свою точку зрения.

 

Слайд 9.

Для успешного проведения мастер-класса учитель должен хорошо владеть:

  • Мастерством организатора .
  • Мастерством убеждения.
  • Мастерством передачи знаний и формирования опыта .
  • Мастерством владения педагогической техникой.

 

Но так же должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность, общекультурное развитие, интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.

 

Авторские технологии, представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости; однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства.

 

Особо следует обратить внимание на:

речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи;

мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;

пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);

умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;

искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;

педагогическую импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;

психологическую зоркость - умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;

коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;

чувство времени.

 

Слайд 10.

Для определения эффективности подготовки и проведения мастер-класса в литературе предлагается использовать следующие критерии.

Презентативность. Выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность. Ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Прогрессивность. Актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Мотивированность. Наличие приемов и условий мотивации, включения каждого в активную творческую деятельность по созданию нового продукта деятельности на занятии.

Оптимальность. Достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Эффективность. Результативность, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Технологичность. Четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры),

Артистичность. Возвышенный стиль, педагогическая харизма, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию, степень готовности к распространению и популяризации своего опыта

Общая культура. Эрудиция, нестандартность мышления, стиль общения, культура интерпретации своего опыта.

 

Слайд 11.

После проведения мастер-класса «педагог-мастер» должен адекватно проанализировать результаты своей деятельности.

Оценка эффективности подготовки и проведения мастер-класса осуществляется по следующим критериям:

1. Чѐтко поставленная проблема.

2. Соответствие темы содержанию.

3. Мотивированность.

4. Инновационность.

5. Раскрытие сути метода, приѐма, либо его особенностей.

6. Грамотная речь.

7. Последовательность изложения.

8. Взаимодействие с аудиторией.

9. Умение импровизировать.

10. Творчество.

11. Выполнение поставленных задач.

12. Рефлексивная деятельность.

13. Практическая значимость.

 

Таким образом, мастер-класс должен обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия, демонстрировать личные интересы и особенности учителя, его образованность, широту кругозора, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений, показать социальную и гражданскую зрелость.

 

Слайд 12.

Подготовка и проведение мастер-класса является хорошей школой повышения профессионального мастерства, а также одной из эффективных форм приобщения педагогов к творчеству, содействует раскрытию личного потенциала и роста мастерства. Учитель-Мастер проводит занятие, демонстрируя приёмы эффективной работы, стараясь задействовать участников в процесс занятия, сделать их активными участниками его действа. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы и стали соучастниками раскрытия темы.

Четкой структуры проведения мастер-класса не существует. Мастер-классы могут быть разнообразными по целям, задачам и структуре.

Методистами разработаны разнообразные алгоритмы пошаговой организации мастер – классов. Таким образом, можно утверждать, что мастер-класс является эффективной формой повышения профессионально мастерства педагогов. А использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить качественную подготовку и эффективное проведение мастер-классов в рамках квалификационного испытания при аттестации, конкурсного испытания педагогов или в рамках распространения педагогического опыта работников образовательной системы.

Слайд 13.

Категория: Мои файлы | Добавил: nata
Просмотров: 299 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz